Владимир Сафронов (ведущий телепередачи) - Здравствуйте!
"Экспертиза" сообщает - на дорогах гололедица и новейшие противогололедные
реагенты. Специалисты Российского дорожного научно-исследовательского
института выяснили, как эти вещества действуют на нашу обувь. О результатах
теста расскажет Олеся Власова.
Олеся Власова (корреспондент) - В этом году столичные
коммунальщики не будут посыпать догори солью. От песко-соляной смеси
тоже решили отказаться. NaCl губит деревья, портит обувь и автомобили.
Вместо едкой технической соли дорожным службам предлагают современные
химические реагенты. Государственное предприятие РосДорНИИ решило выяснить
- так ли безопасны эти новые средства. Экспертиза проводилась в Центральном
научно-исследовательском институте кожевенно-обувной промышленности.
Специалисты изучали влияние антигололедных препаратов на ботинки из
натуральной кожи. Хуже всего на обувь действуют химикаты на основе кальция.
Достаточно пройти через лужу, как ботинки набухают и становятся жесткими.
Кроме того, антигололедные вещества с кальцием действуют на кожу так,
что после высыхания она дает усадку процентов на 15. Доносить пару не
сможет даже младший брат. Башмаки покроются трещинами. Жидкие реагенты
на основе магния обувь не коробят, у них другой недостаток. Они вымывают
краситель из кожи. В результате водных процедур черные ботинки могут
стать серыми. Экспертиза показала - абсолютно безвредных противогололедных
средств не существует. Чтобы обуви хватило хотя бы на сезон, надо обрабатывать
сапоги водоотталкивающими пропитками.
Владимир Сафронов - Один из главных аргументов в пользу новейшей
антигололедной химии - ее экологическая безопасность. Но астматики готовы
с этим поспорить.
Олеся Власова - Считается, что современные антигололедные составы
для человека безопасны. Но как показала практика - далеко не все.
Игорь
Крятов (заведующий лабораторией НИИ экологии человека и окружающей
среды им. А. Н. Сысина) - В прошлом году и позапрошлом году
и в местную санитарно-эпидемиологическую службу и наш институт поступали
жалобы: как это вы смогли разрешить применение такого реагента, который
так дурно пахнет, у детей развивается аллергия, приступы астмы и так
далее.
Олеся Власова - На растения новые химические вещества действуют
еще хуже. Если дворник на протяжении всей зимы будет сбрасывать на газон
талый снег, весной кусты и деревья погибнут.
Владимир Сафронов - Если в дорожных службах работают сапожники,
никакие химикаты не спасут от гололеда.
Олеся Власова - Ученые разработали для дорожных служб уникальные
реагенты. Их нужно разбрызгивать на трассе примерно за 40 минут до выпадения
снега. А сразу после осадков удалять жижу с дорожного полотна. Только
в этом случае гололеда не будет. Однако эти условия трудновыполнимы.
Игорь Крятов - В результате мы имеем то, что имеем. Повышение
травматизма. Дороги все покрыты льдом. Это не потому, что плохие вещества.
А потому, что не соблюдаются жесткие технические условия применения
и использования.
Юрий
Розов (руководитель лаборатории ГП "РосдорНИИ")
- Вот вы даже возьмите и полейте растворенную соль, уже появится скользкость.
Т. е. любой материал в растворе повышает эту скользкость. Все они одинаковы.
Они все увеличивают скользкость.
Олеся Власова - Кроме того, коммунальщики часто экономят препараты
и без меры разбавляют реагенты водой. Поэтому водителям не остается
ничего другого, как обзавестись шипованной резиной.
25.11.2003 г.
|